Проектирование торговых центров: этапы разработки и особенности

ТЦ (торговые центры) – важный элемент инфраструктуры и экономики современного города. Они являются местом сосредоточения большого количества людей, поэтому должны полностью соответствовать нормам безопасности. Проектирование торговых центров должно быть ориентировано на эффективное использование возможностей здания и территории, иметь тщательно продуманную планировку, экономическую целесообразность и учитывать множество других факторов.
Классификация торговых центров
На разработку проекта влияет разновидность ТЦ. Их существует несколько типов:
- Микрорайонные — небольшие комплексные торговые сооружения, рассчитанные на людей, проживающих в радиусе 500-600 м. Основой является крупный продуктовый магазин или супермаркет. Площадь помещения редко превышает 10 000 кв. г.
- Окружные обслуживают жителей нескольких соседних районов, которые могут доехать до ТЦ за 20-30 минут. Основными (якорными) арендаторами являются супермаркеты, магазины-склады или компании, занимающиеся продажей по каталогам. Средняя площадь — 10-30 000 кв. г.
- Региональные — крупные ТЦ, обслуживающие покупателей, проживающих в радиусе 25 км. В таком торговом центре обязательно размещаются: гипермаркет, дисконтер или магазин с низкими ценами, бутик модной одежды. Якорные арендаторы занимают примерно половину торговой территории. Площадь помещения в среднем составляет 30-75 000 кв. м, реже до 100 000.
- Суперрегиональные ТЦ отличаются максимально широким разнообразием товаров. Ключевыми арендаторами являются универсальные магазины. Площадь не менее 75 000 кв. г. Обслуживают покупателей, проживающих в радиусе 50 км.
Существуют и другие разновидности ТЦ, но они встречаются реже.
Проект ТЦ разрабатывается с учетом особенностей и типа будущего здания. Нужно детально продумать размещение здания, входы/выходы, планировку торговых помещений и т.д.
Проектирование технических и архитектурных моментов
Архитектурно-техническое проектирование основывается на ТЗ (техническом задании), в котором прописываются ключевые характеристики, тип ТЦ, количество торговых площадей и другие нюансы. На данном этапе учитываются важные факторы:
- Эффективное размещение помещений под аренду;
- Регулирование потоков людей в здании;
- Простота доступа к верхним этажам и отдаленным частям ТЦ;
- Оборудование для нужд людей с ограниченными физическими возможностями;
- Обеспечение доставки товаров, складирования, утилизации мусора и других технологических и торговых процессов;
- Наличие удобной парковки, близость маршрутов общественного транспорта;
- Соответствие внешнего и внутреннего дизайна основной концепции здания.
Непосредственно архитектурная концепция включает:
- Разделение территории ТЦ на зоны;
- Благоустройство помещения;
- Принцип размещения сооружений внутри и снаружи здания;
- Схема транспортных потоков;
- Составление подробной 3D-модели.
Дополнительно разрабатываются схемы подключения коммуникаций, определяется оптимальный способ экономии электроэнергии, уровень безопасности для окружающей среды и выбираются системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации, оповещения о чрезвычайных ситуациях. Без профессионального проектирования невозможно организовать процесс строительства и открытия ТЦ.
Основные принципы проектирования зон и планировки внутреннего пространства
Чтобы стимулировать желание посетить ТЦ, необходимо создать интересный, безопасный и привлекательный вид здания. Планирование должно способствовать максимально длительному пребыванию потенциальных покупателей на территории ТЦ.
Ключевые правила распределения зон и планирования:
- Выбор правильной формы. Оптимальным вариантом считается устройство в виде атриума, так как так доступ ко всем торгово-развлекательным помещениям открывается в равной степени.
- Правильное зонирование предполагает стандартное разделение на следующие области: 40-50% занимаются якорными арендаторами (крупные, известные бренды), 10-20% отдается под модные бутики и небольшие павильоны, около 30% может быть использовано под развлекательные компании, на фуд-корт остается в среднем 5%. Технические и административные помещения, склады располагаются в отдельных частях здания. Доступ к ним закрывается для посетителей. Зоны отдыха и фуд-корты рекомендуется размещать так, чтобы доступ к ним был одинаково удобным из любой точки ТЦ.
- Разумное и рациональное использование доступных площадей. Пространство должно быть оптимизировано, чтобы соответствовать представлениям об удобстве, практичности и не противоречить законодательным нормам.
- Продуманная навигация обеспечивает правильное распределение движения потоков посетителей. Главным принципом является удобство для покупателя, чтобы человек быстро находил нужный ему объект.
- Отсутствие отдаленных зон, доступ к которым затруднен. Если избежать подобных «уголков» не получается, необходимо продумать дизайнерские решения, привлекающие внимание людей к месту с затрудненным доступом.
- Приятная атмосфера способствует росту покупок. Освещение не должно быть слишком ярким или тусклым, полы не должны быть скользкими, лестницы и лифты нужно размещать в разных частях ТЦ. Музыкальное сопровождение должно быть нейтральным, ненавязчивым и спокойным.
- Большую роль играет регулирование количества посетителей на этажах. Нельзя, чтобы люди концентрировались только на нижних этажах. Поэтому нужно организовать вертикальную доступность, включающую несколько лифтов, лестниц и специальные подъемники (эскалаторы, траволаторы).
- Акцентирование внимания с помощью ярких элементов декора, дизайна, необходимо, так как посетители легче запоминают местоположение торговой точки, а не конкретного магазина или бутика. Для привлечения внимания используются яркие таблички, плакаты, фотозоны и т.д.
При соблюдении основных правил планировки оптимизировать пространство торгового центра не составит труда. Продуманное и рациональное зонирование повышает эффективность и торговый оборот.
Этапы проектирования ТЦ
Строительство торгового центра требует значительных финансовых вложений, тщательной проработки нюансов, чтобы инвестиции окупились. Компания «Геоспектр-7» предлагает комплексное проектирование торговых центров, включающее следующие этапы:
- Создание эффективной архитектурной концепции, учитывающей потоки движения посетителей. Зонирование парковки, составление схемы расстановки и движения грузового и легкового транспорта. Расчет необходимого количества парковочных мест. Составление планов этажей и фасадов. К архитектурной концепции прилагается эскизный проект и трехмерная модель будущего здания.
- Подготовка и согласование СТУ (специальных технических условий), необходимых для строительства ТЦ. Получение разрешительных документов в соответствующих государственных органах.
- Сбор полного пакета документов для передачи на экспертизу: генплан организации земельного участка, системы внутреннего электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, технологические и архитектурные решения, вентиляция, сеть связи и т.д.
- Разработка и получение документации для осуществления строительных работ: генплан, архитектурные и конструктивные решения, электроснабжение и освещение, канализация и водоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование, противопожарные системы.
- Всесторонний контроль строительного процесса с предоставлением регулярной отчетности о проделанной работе.
- Дизайн общественных зон и декоративной подсветки торгового центра включает в себя: зоны входов, атриумы, санузлы, малые архитектурные формы, галереи и витрины, фуд-корт и т.д.
При необходимости компания оптимизирует проектные решения, созданные сторонними разработчиками. Повторная оплата проектирования не требуется, анализ и корректировка осуществляется бесплатно. Заказчик берет на себя погашение госпошлины за повторную экспертизу и сбор документов.
Стоимость услуги по разработке проекта ТЦ
Итоговая стоимость работы зависит от множества факторов:
- Числа разделов проектной документации;
- Общей площади торговых помещений;
- Расположения и инфраструктурных особенностей сооружения;
- Этажности здания;
- Функционального назначения;
- Наличия паркинга;
- Материалов, используемых для строительства;
- Сроков реализации проекта.
Архитектурно-строительный проект специалисты компании «Геоспектр-7» готовят в течение периода от 10 рабочих дней в зависимости от сложности и объема работ. Стоимость услуги начинается от 300 гривен за кв. г. Цена строительства ТЦ стартует от 12 000 грн за кв. г.
Проектно-инженерная компания «Геоспектр-7» успешно работает на украинском рынке более 9 лет. За это время удалось сформировать положительную репутацию, широкую партнерскую сеть и клиентскую базу. Профессионализм сотрудников, высокотехнологичное оборудование и строгое соблюдение требований заказчика и сроков – основные преимущества «Геоспектр-7».
Менеджеры компании бесплатно проконсультируют по интересующим вопросам, сориентируют по цене и помогут оформить предварительный заказ. Для получения консультации специалиста звоните по телефонам +38(068) 370-07-70, +38(050) 370-07-70 или +38(073) 370-07-70.




